Наша версия,
9 ноября 2009 г.
Не надо лечить!
1034 просмотра
Не исключено, что в скором времени количество незаконных поборов в медицинских учреждениях может немного уменьшиться. По крайней мере в платных. Причиной тому – недовольство крупных страховых компаний, оказывающих услуги по добровольному медицинскому страхованию (ДМС), работой платных клиник. За последнее время сразу несколько фирм в той или иной форме заявили об этом. С подробностями – корреспондент «Нашей Версии».
Пока серьёзным публичным скандалом рискуют стать только отношения компании «Ингосстрах», которая расторгает договор с сетью клиник «Семейный доктор».
Дело в том, что, по мнению страховщика, в этом году в этой сети клиник стали сильно перебарщивать с количеством и стоимостью оказываемых клиентам услуг. «В 2009 году количество услуг, оказываемых МВП «Семейный доктор» пациентам, вопреки экономическим расчётам выросло в 1,9 раза. В то же время стоимость медицинской помощи на одного застрахованного увеличилась в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – говорится в официальном сообщении «Ингосстраха».
…зарплаты медиков в частном секторе значительно отличаются от зарплат их бюджетных коллег, поборов становится только больше. Разве что в платной медицине поборы уже нельзя квалифицировать ни как взятку, ни как мошенничество, поскольку деньги проходят через кассу и формально пациент оплачивает назначенные врачами ненужные обследования…В страховой компании не скрывают, что столь значительное увеличение расходов, по их мнению, связано отнюдь не с массовым обострением всевозможных заболеваний сразу у всех застрахованных, а с «необоснованным назначением обследований, консультаций и методов лечения, никак не связанных с заболеваниями, по поводу которых пациенты обратились в лечебное учреждение».
В результате в ближайшее время страховая компания планирует урегулировать отношения с клиниками в суде: точная сумма ущерба, которую «Ингосстрах» предполагает взыскать с сети клиник «Семейный доктор», пока не сообщается. Однако, по словам гендиректора «Ингосстраха» Александра Григорьева, сумма иска составит «несколько миллионов рублей».
Не исключено, однако, что предстоящее судебное разбирательство станет лишь первой ласточкой. О том, что в период кризиса поставщики медицинских услуг стараются «урвать» как можно больше, говорят и другие представители крупного страхового бизнеса. В частности, по словам руководителя департамента медицинского ассистанса компании «Росгосстрах» Константина Недошвина, с начала 2009 года количество мошенничеств со стороны лечебных учреждений резко возросло.
«Только за девять месяцев текущего года пришлось досрочно разорвать договоры с пятью медицинскими учреждениями, в отношении некоторых из них рассматривается вопрос об урегулировании споров в судебном порядке», – констатирует Недошвин.
А в группе «Ренессанс страхование» констатируют, что в этом году некоторые лечебно-профилактические учреждения в одностороннем порядке увеличили цены на 50–100%.
«Самые недальновидные из них (медицинских клиник. – Ред.) пытаются теперь покрывать финансовые потери за счёт оставшихся клиентов. Это послужило поводом для начала реструктуризации наших отношений со многими клиниками, – констатирует исполнительный вице-президент «Ренессанс страхования» Сирма Готовац.
Стоит отметить, что потери в период кризиса несут не только медики, но и страховщики. Так, по оценкам экспертов, общий объём отечественного страхового рынка по итогам этого года сократится на 17,9% по сравнению с 2008 годом. Причём наибольший вклад в падение внесут страхование автоКАСКО (минус 29%), страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков (минус 28%) и ДМС (минус 24%). Очевидно, что в сложившихся условиях, дабы не терпеть двойных убытков, даже предпочитавшие ранее не выносить сор из избы страховые компании скорее всего пойдут на все возможные меры, дабы приструнить медиков. «Для руководства клиники просто разрыв отношений был бы самым благоприятным исходом. Нередки случаи, когда спорные ситуации между клиниками и страховыми компаниями приводили к реальным уголовным процессам. И пострадать здесь можно вполне серьёзно. Если же всё завершается простым разрывом отношений, то клиникам чаще всего удаётся сгладить и в СМИ, и в представлении своих клиентов данную ситуацию», – отмечает директор по развитию компании «МедФармКонсалтинг» Тимур Балтаев.
Косвенным подтверждением того, что в данной ситуации страховые компании готовы пойти на самые крайние меры, может служить и тот факт, что недовольство деятельностью частных клиник не раз высказывали и чиновники. В частности, ещё в октябре прошлого года была озвучена достаточно печальная статистика: каждый пятый частный медицинский центр в Москве ставит своим пациентам заведомо ложные диагнозы, чтобы потом назначить дорогостоящее лечение. «Мы знаем о том, что такие центры существуют. Но когда приходим туда с проверками, то ничего из того, что могло бы повлечь за собой приостановление действия лицензии, не находим», – сетовал тогда замначальника управления лицензирования медицинской деятельности Росздравнадзора Юрий Бойченко. Не исключено, что если теперь к делу подключатся недовольные страховые компании, то разобраться с клиниками будет проще.
Как уже сообщала «Наша Версия», летом этого года борьба с незаконными поборами врачей была объявлена и в государственных клиниках. Так, в июле вышел соответствующий приказ Минздравсоцразвития, согласно которому оказание бесплатных услуг в медицинских учреждениях взято на особый контроль. Правда, контролировать медиков предлагается самим пациентам. Согласно ныне действующему порядку граждане вправе подать жалобу в министерство, сообщив о вымогательстве врачей.
Механизм контроля за поликлиниками в приказе особо не прописан. Очевидно, что поводом для начала официальной проверки может послужить только «задокументированная взятка»: другими словами, если обиженный пациент сможет представить, допустим, кассовый чек.
«Конечно, зафиксировать такие платежи сложно, – разъясняла министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова. – С первого раза, возможно, и не получится. Но, когда есть поток жалоб из одного и того же лечебно-профилактического учреждения, сделать это будет возможно. И принять соответствующие меры».
О серьёзности намерений чиновников побороть взяточничество в государственных поликлиниках свидетельствует и ряд «показательных порок», которые были проведены ещё до выхода в свет приказа Минздравсоцразвития «о карманных» платежах. В частности, ещё в апреле этого года разгорелся громкий скандал в Приморском краевом онкологическом диспансере: к делу подключились даже следственные органы, и в отношении двух врачей диспансера даже были возбуждены уголовные дела. Примечательно, что причиной повышенного интереса со стороны правоохранительных органов стало обращение родственников одной из пациенток. По словам пострадавшей стороны, врач-анестезиолог и заведующий одним из отделений требовали у родственников пациентки 20 тыс. рублей за госпитализацию и проведение операции. О том, что на самом деле лечение должно было быть бесплатным, люди узнали уже после того, как заплатили врачам.
«Поборы в онкоклиниках – это, конечно, безобразие, поскольку онколечение в нашей стране по закону бесплатно, – рассказывает президент противоракового общества России Давид Заридзе. – Но следует признать: такое происходит повсеместно. О подобных случаях я слышу постоянно от своих друзей, коллег, от онкобольных. Оправдывать никого не хочу, хотя могу объяснить, почему это происходит. Причина банальна: низкая заработная плата. Высококвалифицированный или, как мы говорим, «рукастый» хирург, выполняющий самые сложные операции и спасающий людям жизни, получает в месяц всего 20–25 тыс. рублей. Для таких специалистов это смешно».
Отметим, что, безусловно, взяточничеством занимаются далеко не только первоклассные хирурги, но даже и самые обычные врачи в городских поликлиниках.
«Есть мнение врачей, что борьба с «карманными платежами» – это лоббирование интересов частных клиник. Что будет делать больной, если существует огромная очередь на бесплатное обследование? Раньше он мог заплатить за срочность, теперь же ему не останется ничего другого, кроме как пойти в частную клинику и выложить за те же услуги более крупную сумму», – рассуждает редактор сайта «Сибирский медицинский портал» Наталья Жабыко.
Впрочем, как показывает практика, плата за лечение – как легальная, так и «карманная» – далеко не всегда гарантирует качественное и быстрое обслуживание. Например, в государственных поликлиниках, в которых подчас совершенно на легальной основе оказывают платные услуги, сами врачи нередко вообще не делают никакой разницы между «платными» и «бесплатными» больными, заставляя и тех и других отстаивать бесконечные очереди на обследование.
Кстати, даже по официальной статистике Минздравсоцразвития, на взятки врачам и медсёстрам (когда с пациентов требуют деньги за то, что формально уже оплачено государством) приходится до 40% всех платежей в системе здравоохранения. На сегодняшний день первопричиной врачебных поборов эксперты считают низкую заработную плату врачей.
«Первопричиной коррупции в здравоохранении всё же являются чрезвычайно низкие заработки. Врачи зачастую берут деньги с пациентов не для личной наживы, а для оплаты необходимых лекарств и амортизации оборудования. Для меня очевидно, что даже отлаженная, близкая к совершенству система антикоррупционного контроля со стороны Минздравсоцразвития и Росздравнадзора не позволит выправить ситуацию до тех пор, пока медицинские работники будут получать нищенскую зарплату», – убеждён председатель Общественного антикоррупционного комитета Антон Беляков.
В этой связи нарастающая тенденция недовольства услугами платных медицинских учреждений со стороны страховых компаний выглядит достаточно показательно: несмотря на то что зарплаты медиков в частном секторе значительно отличаются от зарплат их бюджетных коллег, поборов становится только больше. Разве что в платной медицине поборы уже нельзя квалифицировать ни как взятку, ни как мошенничество, поскольку деньги проходят через кассу и формально пациент оплачивает назначенные врачами ненужные обследования. А потому бороться с такими поборами оказывается куда сложнее.
Татьяна НИЖЕГОРОДСКАЯ
Вся пресса за 9 ноября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество, Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|